Павел Крашенинников: о проекте нового конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»

13 октября Госдума рассмотрит в первом чтении проект нового конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», который был внесен в парламент в составе президентского пакета. Официальный представитель президента, сопредседатель Рабочей группы по поправкам в Конституцию, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, доктор юридических наук, профессор Павел Крашенинников рассказал «Российской газете» о том, какие новации предложены в этом документе.

Павел Владимирович, у нас совсем недавно пришло обновленное правительство во главе с новым премьером. Какие еще поправки необходимо внести и узаконить?

Павел Крашенинников: Обращаю внимание, что это не поправки, а новый закон о правительстве, подготовленный на основании вступивших в силу 4 июля 2020 года поправок в Конституцию. В тексте определяется статус правительства, а также организационно-правовые основы его формирования и деятельности. В частности, закрепляется положение о том, что правительство России входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и, кроме прочего, способствует устранению разногласий между ними.

Правительство страны - это высший статус служения государственных чиновников, у них огромные полномочия и ответственность за миллионы людей. Кто и как будет назначать министров, и что изменится в их работе?

Павел Крашенинников: Исполнительная власть в России осуществляется правительством, это цитата из Основного Закона. Обновленная Конституция устанавливает новый порядок назначения на должность членов правительства. В отличие от прежней системы, будет усилена роль парламента при подборе кандидатов на эти высокие посты. Указывается порядок освобождения от должности членов правительства и порядок прекращения полномочий всего кабинета министров.

В том числе, Государственная Дума может выразить недоверие правительству, и оно должно будет уйти в отставку. Кроме того, в развитие положений Конституции закрепляются обновленные полномочия правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Можно кратко обрисовать, в чем состоят эти новые полномочия?

Павел Крашенинников: В области социального обеспечения, например, правительство осуществляет адресную поддержку граждан, индексацию пособий и выплат, защиту инвалидов и создание для них доступной среды, улучшение качества их жизни. Оно формирует справедливое пенсионное обеспечение, не реже одного раза в год принимает решения об индексации пенсий. Усиливается роль парламента при подборе кандидатов в члены правительства. Указывается порядок освобождения их от должности Важная сфера - защита семьи, материнства, отцовства и детства, защита брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье, предполагающего понимание ими обязанности заботиться о родителях. Равно как и исполнение обязанностей родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Реализация мер в области молодежной политики призвана создать условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития, воспитания патриотизма и гражданственности у новых поколений. В области здравоохранения - создание системы доступной и качественной медицинской помощи, условий для ведения здорового образа жизни, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

В области трудовых отношений тоже есть новшества?

Павел Крашенинников: Они особо выделены в законопроекте. Правительство обеспечивает гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума в целом по стране - такая норма введена впервые. Реализация трудовых прав и их защита, обеспечение принципов социального партнерства, сокращение и полная ликвидация безработицы - все это сфера полномочий правительства. При обсуждении поправок в Конституцию много говорили о развитии образования, науки и культуры, а также гражданского общества.

Павел Крашенинников: Законопроект предполагает взаимодействие и поддержку институтов гражданского общества, в том числе НКО, привлечение их к активному участию в государственной политике. Широкая поддержка должна быть оказана также добровольческой или волонтерской деятельности.

Научно-технологическое развитие страны и ее научного потенциала, поддержка системы бесплатного общего и профессионального непрерывного образования, а также охрана культуры, ценностей и наследия народов России детально прописаны в проекте закона.

Нужно отметить также фундаментальные задачи сохранения уникальных природных богатств страны, воспитания экологической культуры, формирования в обществе ответственного отношения к животным. Все эти предлагаемые законопроектом изменения развивают новые конституционные положения и позволят повысить уровень правового регулирования указанных вопросов. Как видно, планка устанавливается очень высокая, думаю, по-другому нельзя.

В России президентская форма правления. Как будут распределяться полномочия между главой государства и главой правительства?

Павел Крашенинников: Президент, в соответствии с Конституцией, осуществляет общее руководство правительством, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие кабинета министров и иных органов, входящих в единую систему публичной власти. Председатель правительства определяет основные направления деятельности и организует работу возглавляемого кабинета министров. Он несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий.

Новая процедура формирования правительства более прозрачна, поскольку утверждение всех членов кабинета будет происходить публично Президент осуществляет непосредственное руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к "силовому блоку" в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет правительство.

Кто входит в так называемый "силовой блок" и как будут назначаться эти министры?

Павел Крашенинников: "Силовой блок" - это Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД и другие федеральные органы исполнительной власти, которыми руководит непосредственно президент. Он назначает руководителей таких министерств после консультаций с Советом Федерации - вносит представления по кандидатурам, а сенаторы не позднее недельного срока информируют главу государства в письменной форме о результатах рассмотрения. Обращаю внимание, что этот срок сейчас обсуждается, небольшие коррективы ко второму чтению возможны. Но в первом чтении предложено в таком виде.

Что будет означать на практике новая процедура формирования правительства при усилении роли парламента?

Павел Крашенинников: Премьер-министр, его заместители и федеральные министры (кроме министров "силового блока") назначаются президентом после их утверждения Государственной Думой. Кандидатура председателя правительства выдвигается президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров - председателем правительства. Президент после утверждения Госдумой обязан их назначить, но в последующем может отстранить любого из них. В законе будут указаны конкретные сроки представления в парламент кандидатур главы кабинета и министров, и порядок их рассмотрения Госдумой. И здесь тоже есть новшества. В случае, если Дума трижды отклоняет кандидатуру председателя правительства, президент может назначить его без утверждения парламентом. В этом случае глава государства вправе, но не обязан распустить Госдуму и назначить новые выборы - это закреплено в Конституции.

Есть такая пословица: не мытьем, так катаньем. Дума может заблокировать назначение министров, и что тогда?

Павел Крашенинников: В случае трехкратного отклонения парламентом кандидатур заместителей главы кабинета или федеральных министров, президент может назначить их из числа представленных ему премьер-министром лиц без утверждения Думой.

При этом, согласно конституционным положениям, если после трехкратного отклонения кандидатур вице-премьеров и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров "силового блока"), то президент может распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Глава государства может освободить от должности любого из членов правительства, в том числе председателя без роспуска правительства. Глава кабинета министров праве представлять президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. Члены правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом. При этом он может поручить человеку продолжать исполнять обязанности по должности, либо возложить их на другое лицо до соответствующего назначения.

Если обобщить новшества, входящие в закон, можно сделать вывод, что они повысят авторитет и стабильность кабинета?

Павел Крашенинников: Новая процедура формирования правительства более прозрачна, поскольку утверждение всех членов кабинета будет происходить публично. Будущие министры, к примеру, должны сначала подтвердить в Госдуме свою компетентность, ответить на вопросы депутатов в профильных комитетах, во фракциях политических партий, затем на пленарном заседании. И только потом будут утверждаться на должность. Все стадии обсуждения кандидатов в члены правительства налагают ответственность не только на самих членов правительства, но и на депутатов. Они проголосовали и им дальше работать с утвержденными членами кабинета министров по конкретным направлениям жизни нашей страны. Похожая процедура и в Совете Федерации.

К чему приводят раздоры во власти, мы наблюдаем на тревожных примерах ближних и дальних стран. Были такие казусы и в нашей истории. Есть надежда, что не повторятся?

Павел Крашенинников: В новом механизме учтены "подводные камни" и предусмотрены меры, которые не позволят остановить работу исполнительной власти в случае политического кризиса. Мы знаем, какие коллизии возникают в случае конфликта парламента с исполнительной властью, если, скажем, подолгу не утверждаются члены кабинета министров, что грозит коллапсом не только в политике, но в экономике с соответствующими последствиями.

Я бы обратил внимание и на то, что поскольку правительство и отдельные ведомства представляют парламенту отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральным Собранием, важно, чтобы именно парламент участвовал в назначении членов кабинета министров.

Хочу еще раз повторить, что предлагаемый законопроект подготовлен в соответствии с новыми конституционными положениями, одобренными гражданами на общероссийском голосовании и вступившими в силу 4 июля 2020 года. Добавлю, что в процессе подготовки было принято решение готовить новый закон, а не сотни поправок в действующий "старый" закон, принятый в 1997 году.


Просмотров: 1

©2020 Саратовское региональное отделение ООО "АЮР"